Фрагмент для ознакомления
2
Исследование идейного наследия Маяковского – широкая ниша в литературоведении. Творческому наследию поэта посвящено множество научных работ выдающихся ученых-маяковедов. В его текстах заключена особенная система взглядов автора на окружающую его реальность, социальные явления и процессы, на то, каким представляется ему человек и лирический герой. Исследование этого аспекта творчества Маяковского представляет интерес потому, что «обостренное чувство времени – замечательное свойство яркого и многогранного таланта Маяковского. Устремленность в будущее – одна из важнейших черт эстетики Маяковского». Чтобы передать это особое чувство времени поэт использовал различные стилистические и лексические средства, которые ориентированы на придание особой эмоциональности и экспрессии.
Творчество В. Маяковского существенно отличается от поэзии большинства поэтов того периода. Каждое из его стихотворений обладает особой силой, все произведения подразумевают резкое прочтение с порывами и особой ритмикой фраз. Произведения русского и советского поэта Владимира Владимировича Маяковского невозможно не узнать или спутать с произведениями другого автора. И сегодня его талант восхищает читателей своей неординарностью. Даже сейчас, спустя много лет со дня гибели автора, многие задаются вопросом: а каков он на самом деле, талант Маяковского. Маяковский пристально слушал пульс своего времени и постоянно искал новые поэтические решения, которые соответствовали бы духу великих перемен. Раннее творчество Маяковского было экспрессивно и метафорично («А вы могли бы?»), сочетало энергию митинга и демонстрации с лиричной камерностью («Скрипка издёргалась упрашивая»), ницшеанское богоборчество и тщательно замаскированное в душе религиозное чувство.
Отсутствие обширных системных исследований, касающихся изучения средств, передающих экспрессивность в творчестве В.Маяковского обусловило актуальность данной работы.
Объект исследования – творчества В. Маяковского.
Предмет исследования – экспрессивность в творчестве В. Маяковского.
Цель работы – определить особенности экспрессивность лирики В. Маяковского.
Данная цель обусловила следующие задачи:
- рассмотреть понятие «идиостиля» и выявить особенности идиостиля В.Маяковского;
-рассмотреть особенности экспрессивной лексики В. Маяковского;
-рассмотреть проблему изученность идиостиля В.Маяковского;
-рассмотреть особенности речевых средств, создающих экспрессию поэзии В. Маяковского ;
-рассмотреть тропы как средство создания экспрессивности;
- выявить стилистические фигуры как способ создания экспрессивности в поэзии В.Маяковского.
Методы исследования: анализ и синтез научной и научно-публицистической литературы, соответствующих теме исследования.
Теоретической основой работы послужили труды следующих исследователей: Гаспарова Б.М. [10], Коротаевой Е.В. [15], Култышевой О.М. [16], Метченко А.И. [20], Пицкель Ф.Н. [23] и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов исследования в практике преподавания курса «Литературы» в старших классах средней школы, а также в рамках преподавания дисциплины «История русской литературы» для студентов вузов филологического направления.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИДИОСТИЛЯ. ИДИОСТИЛЬ МАЯКОВСКОГО
1.1. Особенности идиостиля В.Маяковского
"Индивидуальный стиль – это структурно единая и внутренне связанная система средств и форм языкового выражения". Иными словами, по В.В. Виноградову, компоненты идиостиля не соответствуют элементам языковой системы, а являются "результатом выбора на уровне языкового выражения, то есть на завершающем этапе творчества" и "возникают в результате применения характерных принципов отбора, сочетания и мотивированного использования языковых элементов" в целостной системе. Создание авторской смысловой системы, отличающей его от других авторов, также свидетельствует о предпочтении автора в отражении конкретной действительности объективной реальности и характера их взаимосвязи, то есть об авторском образе мира[5, с. 213].
Таким образом, понятие идиостиля в лингвистике связано, прежде всего, с особым отбором и выбором языковых средств (слов), с тем, как они сочетаются и взаимодействуют. С другой стороны, очень важно отметить, что, несмотря на отсутствие, казалось бы, характерного способа выражения личностного смысла, его преимущественное использование легко обнаружить. Иначе говоря, идиостиль может быть связан не только с выбором языковых средств, но и с частотой их употребления (что дает возможность использовать доминантно-функциональный подход).
Однако некоторые исследователи "придерживаются" одного термина и описывают его характеристики. С одной стороны, они оставляют "место" для размышлений о возможности дефиниционной дифференциации, а с другой - самим фактом использования только одного термина предполагают сформированность, полноту и делимитацию дефиниционного поля, то есть информационную и терминологическую достаточность.
Новаторским в рамках данного исследования является работа Г.О. Винокура "Маяковский - новатор языка". Ее разделы: "слова и классы слов", "слова внутри классов слов", "слова внутри фраз" и "слова внутри выражений". Итогом является параграф о двух основных исходных точках языка Маяковского: "ораторско-диалогической структуре" и "фамильярном стиле". К ним добавляется (из предыдущего раздела о словах в идиоме и метафоре) третья, невыбранная: материализация образов [6].
Г.О. Винокур, выпускник Московского лингвистического кружка, прекрасно это понимал. Именно поэтому в названии своей работы он подчеркнул, что Маяковский был новатором не только стиля, но и языка.
Маяковский старался соответствовать образу «Уличного проповедника» в своем реальном поведении. Поэтому его страсть к публичным выступлениям, его собственный тон и громкость на публике неоднократно описаны мемуаристами. Из этого образа можно вывести все особенности поэтики Маяковского. Он создает стихи без рифмы, используя только ударения. Ослабленная рифма - потому что под сенью этого давления неударные слоги заглушаются, а их согласные неточности становятся неслышными. Грубый язык – потому что на площади иначе не говорят [6].
Новоизобретенные слова, искаженные склонения и спряжения, оборванные фразы – как ломается старый мир, так ломается и язык старого мира. Гиперболические, материально-образные, плакатно-яркие образы - мгновенно и прочно врезаются в сознание ошеломленной толпы. Все черты поэтики Маяковского проявлялись в литературе русского модернизма и до него, но только в его творчестве они обрели объединяющий мотив - от экспериментального до универсально узнаваемого.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнова Н. Язык и мир человека. – Litres, 2022.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – Москва: Едиториал УРСС, 2004. – 576 с
3. Балли Ш. Язык и жизнь. Перевод с французского //М.: URSS. – 2003.
4. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Том 2. Проблемы творчества Достоевского, 1929. Статьи о Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922-1927. – Москва, 2000. – 222с
5. Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография. – Москва: Наука, 1977. – 312 с
6. Винокур Г. О. Маяковский новатор языка. Текст. – 1943.
7. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии): учебное пособие. – Москва: Высшая школа, 1989. – 136 с.
8. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сб. статей по языкознанию. – Москва, 1959. – 372 с
9. Гаспаров М.Л. Владимир Маяковский // Очерки истории языка русской поэзии ХХ века: Опыты описания идиостилей. — М., 1995. — С. 363–395
10. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. – Москва: Наука, 1994. – 304 с
11. Демидова, Т. А. К вопросу об интерпретации понятия «идиостиль» / Т. А. Демидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 5 (5). — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/archive/5/408/ (дата обращения: 26.01.2024).
12. Ефимов Л.И. О языке художественных произведений. – Москва: Учпедгиз, 1967. – 280 с.
13. Карабчиевский Ю. А. Воскресение Маяковского. – Энас, 2008.
14. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – Москва: Флинта, 2008. – 464 с
15. Коротаева Е. В. Окказионализмы как составляющая идиостиля В. Хлебникова и В. Маяковского. Опыт сопоставления //Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – №. 4 (57). – С. 97-100.
16. Култышева О. М. Творчество В. Маяковского во взаимодействии с литературным процессом 1910-1920-х годов»: дисс. докт. филол. наук //М.: МГОУ. – 2007.
17. Левина Э. М. ЭКСПРЕССИВНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИРИКИ В. МАЯКОВСКОГО, М. ЦВЕТАЕВОЙ, А. АХМАТОВОЙ).
18. Литвин Ф. А. Экспрессивность как свойство лексико-семантической группы //Экспрессивность лексики и фразеологии. – 1983. – С. 12-41.
19. Маяковский В.В. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. – Москва, 1987. – 768 с.
20. Метченко А. И. Творчество Маяковского 1917-1924 гг. – Sovetskij pisatelʹ, 1954.
21. Оганесян Г. Г. ТВОРЧЕСТВО В.В. МАЯКОВСКОГО //Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. – 2021. – С. 259-263.
22. Осипова А. П. Окказионализмы в творчестве ВВ Маяковского (к вопросу изучения проблемы) //Природные ресурсы Арктики и Субарктики. – 2013. – №. 3 (71). – С. 33-36.
23. Пицкель Ф. Н. Маяковский: художественное постижение мира: эпос, лирика, творческое своеобразие, эволюция метода и стиля. – Наука, 1979.
24. Покотыло М. В. Осмысление творчества ВВ Маяковского в современной литературной критике //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2008. – №. 1. – С. 18-20.
25. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – 3-е изд., доп. – Москва: Русский язык, 1984. – 704 с
26. Сарычев В. А. Маяковский: нравственные искания. – 1984.
27. Силаева М. В. Раннее творчество В. Маяковского в культурном контексте эпохи. – Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, 2016. – С. 160-160.
28. Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции совр еменного русского литературного языка. Опыт современного описания. – Томск, 1981. – 132 с
29. Телия В.Н. Механизмы экспрессивной окраски языковых единиц // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности : [монография] / В. Н. Телия, Т. А. Графо-ва, А. М. Шахнарович [и др.];отв. ред. В. Н. Телия. – Москва: Наука, 1991. – С. 36-66
30. Телия В.Н. Экспрессивность как проявление субъективного фактора в языке и ее прагматическая ориентация // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности: [монография]; отв. ред. В. Н. Телия. – Москва: Наука, 1991. – С. 8-35.
31. Тимофеев Л. И. Очерки теории и истории русского стиха. – Гос. изд-во худож. лит-ры, 1958.
32. Тренин В. В. Особенности языка Маяковского //Русский язык. – 2005. – №. 22. – С. 27-42.
33. Толковый словарь русского языка / [Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.]. – Москва: Азбуковник, 1999. – 945с
34. Чернышева Т. А. Идиостиль: лингвистические контуры изучения //Вестник Череповецкого государственного университета. – 2010. – №. 1. – С. 30-34.
35. Харченко В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова // Руский язык в школе. – 1976. – №3. – С. 17-20
36. Шестакова Л.Л., Кулева А.C. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА В ПОЭЗИИ В. МАЯКОВСКОГО. Русский язык в школе. 2018;79(6):52-58. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-6-52-58